ИЗ  ДАЛЬНИХ  СТРАНСТВИЙ  ВОЗРАТЯСЬ

КАВКАЗ . КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ . НОЯБРЬ  2008 ГОДА

Гора Семашхо с мемориалом "Стойкости комсомольской".

Спортивно – туристский сезон 2008 года , проводил в основном в Крыму , а также организовывая соревнования разных рангов и участвуя со своими ребятами в различных соревнованиях . Но ещё в начале года планировал съездить на Кавказ , в район Краснодарского Края , и пройтись по ГлавномуКавказскому хребту от станции Гойтх , и дальше на сколько позволит время и конечно погода.

В начале, планировал на конец августа , но потом вырисовалось начало сентября . Готовых идти со мною набиралось человек 15 . Но самым устойчивым оказался Сергей Довгалюк . Остальные очень дружно свалили , особенно , после известных событий в Осетии . Коментировать я их не буду , так как дальше мне придётся ставить много пропусков , особенно о нашей нынешней власти украинской.

Предварительно подсчитав , я понял , что этим маршрутом  не ходил 13 лет . Последний раз я был на этом маршруте в 1995 году , когда захватили Будёновск . И на всём протяжении маршрута , мы знакомились с ребятами из сочинского спецназа .

В 2007 году , в сентябре , мы прошли вокруг Фишта и Оштена и далее с выходом в верховье реки Сочи . Маршрут , который мне всегда очень нравился .

И вообще , мне этот район почему то очень нравится . Ещё с советских времён , когда можно было более свободно перемещаться . Я за год умудрялся провести три - четыре категорийных  похода в этом районе . Очень люблю район Архыза . Кататься на горных лыжах , мне всегда нравилось в Приэльбрусье . А вот походы ходить именно в этих двух районах . Начинаешь верить , что существует какая то энергетика .

Когда стало ясно , что на начало сентября группы нет , я пообещал Сергею , что в ноябре мы пойдём даже в двоём . К ноябрю появились ещё три человека . ЭтоЛёша Гордиенко с ником " Петрович " , Ольга Кравченко и парень из моей секции Глеб Удовиченко . Собирались     с моей секции ещё четверо но родители в самый последний момент не захотели отпускать их . А билет Ярика , пришлось сдавать за день до отъезда . И всё из за наших нынешних политиков в Украине . Мама Ярика , со слезами извинялась , что она его боится отпускать , так как сейчас к украинцам в России плохо относятся . Люди везде люди . Она конечно права . Всем же не объяснишь сразу , что их этих с " америкосским " уклоном мало в Украине . Но они почему то правят бал .

В конце концов , 2 ноября , мы сели в поезд на Адлер и 3 ноября , рано утром прибыли в Туапсе . Сидели до утра , так как по нынешним законам России мы должны зарегистрироваться в трёхдневный срок . Но не тут - то было ! Мы приехали – а в России праздник . И регистрация  будет работать аж через два дня . Мы смотались в МЧС ( от вокзала на маршрутке №№ 5 , 16 до старой пожарки ) ,зарегистрироваться , и заиметь хоть какой то штамп , а лучше печать . Но там тоже народ отдыхал . Были только дежурные , но ни штампа , ни печати у них не было . Хоть в журнал регистрации записали .

Терять драгоценных два дня не хотелось , и мы сели на автобус ( автовокзал в Туапсе на юг по улице от железнодорожного вокзала ) . Львовский , старенький автобус , натужно урча мотором , солидно вписываясь в повороты горной дороги , довёз нас до перевала Гойтский , перед селением Гойтх . Здесь мы вышли и дальше пошли по дороге , которая вначале шла мимо кладбища , а потом начала подниматься вверх , временами довольно круто . Наша сегодняшняя цель – вершина Индюк , виднелась , скалистым ориентиром несколько справа . За полтора часа ходового времени , мы вышли  под левый скальный выступ . Здесь и стали на ночёвку . Мы повстречали много народа возвращающихся  домой , повидимому после праздничных выходных . Народа вокруг нас , где мы стали на ночёвку , тоже было много . Местные ребята проводили свои тренировки на скалах . До той поры , пока стемнело , мои ребята успели сходить на ближнюю вершину . Здесь есть родник с вкуснейшей водой .

Утром мы продолжили свой маршрут , так - как мы заявились на категорийную единичку . Погодка выдалась великолепной . Было тепло . Листья , практически все , уже облетели . Красота !

Привал перед подъёмом на вершину Индюк

Перед горой Семашхо , к которой мы шли часа два , от места нашей ночёвки возле Индюка , мы оставили рюкзаки , я остался на охране , а ребята без рюкзаков сбегали на вершину .

Дальше мы пошли в сторону горы Два Брата . Тропа за Семашхо некоторое время идёт по хребту , а потом спускается в живописный распадочек . Здесь есть три ручья и великолепные места для стоянки. Ниже после слияния трёх ручьёв , есть водопад . В этом месте во время боёв за Кавказ размещался госпиталь . Тропа с этого места идёт на юг , на седловину перевала под вершиной Два Брата . С седловины можно пойти дальше по ГКХ . Но путь этот не лёгкий и под вечер его лучше не планировать , так как можно остаться без воды на ужин . Мы спускаемся по дороге вниз . Дорога широченная , накатанная тягачами которые стаскивают лес . Бизнес ! До самого низа не идём , а при первом ответвлении , идём по нему , так как оно соотвествует нашему направлению вдоль ГКХ . В ноябре темнеет рано , поэтому увидав ручеёк , находим место и уже в потёмках ставим палатку .

На следующий день , выдерживая направление , всё же выходим на основную дорогу , которая идёт по долине речки Пшехако . Пару километров нас подвозят на лесовозе . После летних домиков , проходим два притока которые впадают в Пшехако с ГКХ и начинаем трудный , затяжной подъём на гору Семиголовую . К темноте выйти не успеваем и ночуем возле небольшого ручейка рядом с дорогой .

На следующий день значительно похолодало и когда мы вышли на Семиголовую , был почти сплошной туман . Видимость очень ограничена . Ко всему ещё и шквальный ветер . Обеденный перекус делаем на бывшем приюте " Семашко " . Здесь , за те тринадцать лет , что я небыл в природе почти ничего не изменилось . Но вот от домиков только буржуйки остались . Дальше выходим на перевал Семашко , и по ГКХ идём в сторону горы Лысой . К вечеру начался дождь и когда мы подошли к горе Лысой уже начало темнеть . Мы сошли с хребта немного вниз к лесу и стали на ночёвку . Воды здесь нет Мы подвешиваем накидку от дождя и набираем воду для ужина и на утро .

К утру ударил мороз градусов шесть . Всё обледенело . Сначала мы попробовали продолжить наш маршрут и дойти до перевала Грачевский . Но потом я прикинул , что у нас уже мало времени . Мы  запланировали три дня на Сочи и Красную Поляну . Поэтому было принято решение идти вниз . Пошли напрямик , без тропы и по одному из живописных притоков реки Наужа , вышли к дольмену (ритуальный памятник  две тысячи лет до нашей эры ) . Ущелье притока оказалось очень живописным , даже с несколькими водопадами . Последнюю ночёвку мы сделали на слиянии ручья Шоукай с рекой Наужей , где когда то был приют " Наужа " смытый селевым потоком . Там теперь только один домик охотников . К трём часам дня , на седьмой день , вышли к уалу Хажек ( бывший Красноалександровский

Вдоль реки Наужи всё время нужно идти переходя с берега на берег вброд .

В Лазаревском сели на автобус до Сочи . С Сочи до Адлера . Где у знакомого стали на три дня на постой . И он же нам помог зарегистрироваться в миграционной службе .

Если вы в течении трёх дней не зарегистрировались на почте , то дальше нужно идти в паспортный стол . Совет : ксерокопии паспортов лучше сделать дома . Экономия времени .

Оставшиеся дни в Адлере стояла жара днём , но ночью уже было прохладно . Общие расходы на каждого составили 800 грн . С дорогой     и едой .

.   В верховьях притока реки Наужа.

По притоку реки Наужа .                                            Дорога вдоль реки Наужи.

Все фото Сергея Довгалюка .